Прикрыш
Во второй половине августа травники и знахари собирали траву Прикрыш. Её чаще всего использовали при совершении свадебных обрядов. Люди верили, что над Прикрышем следует произнести определённые заговоры, после чего он заберёт у молодой семьи все несчастья.
Растение клали под порог, когда в дом жениха привозили невесту. Знахарь заранее предупреждал девушку, что она должна аккуратно переступить порог. Если же невеста наступала на место, под которым лежит Прикрыш, беды и несчастья обрушивались на молодую пару. Если же обряд проходил успешно, горести настигали тех людей, что желали несчастья новобрачным.
Прикрыш использовался против свадебных наговоров / Laumas Strazdinas / botanichka.ru
Колокольчик
КОЛОКОЛЬЧИК (Campanula) – от лат. «campana»: колокол.
Русское название, по мнению одних исследователей дано из-за его схожести с колоколом. Другие связывают его название с общеславянским словом «kolo», то есть –
круг.
Народ дал этим цветам много имен: звончики, бубны, балаболка (татар. то, что болтается, висюлька, повислый цветок), голубки, орлики, котелки, приточная трава
(приток означал болезнь, недуг) и другие.
Колокольчик – символ любви, честности и повиновения, а также болтливости. По поверьям он приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям – спокойную старость. И вообще –
дарит счастье.
Еще во времена языческой Руси колокольчик почитали и выращивали, он был символом страны. Да и сегодня, по опросу россиян: «Какие растения они считают символом
нашей страны?», многие вместе с березой, ромашкой и васильком называли колокольчики.
По преданью колокольчики появились тогда, когда люди ездили на лошадях и всю дорогу звучал перезвон бубенцов под дугой. Там, где падали на землю их перезвоны,
вырастали эти цветы, формой похожие на ямщицкие колокольчики. А по другим легендам, наоборот, цветы колокольчики стали прототипом колоколов вообще и церковных – в частности.
Во всех культурах колокольчики – сильный оберег. Старая легенда рассказывает, что однажды они спасли целый город. Ночью к нему подошли враги. Цветы росли за
стенами крепости и так отчаянно забили в свои крохотные «колокола», что всех разбудили. Люди удивились, услышав такой сильный звон. Но старейшина объяснил: «Когда звенит один колокольчик,
его не слышно. Но если они зазвенят все вместе, сила звука увеличивается». Жители этого города тоже объединились и отразили напор врага.
Read More
Прострел и Перенос-трава
А вот при строительстве использовали Прострел-траву. Если происходило возведение нового дома, а хозяева хотели, чтобы их жильё не было испорчено пожаром, оставалось всегда уютным и светлым, под порог требовалось положить веточку этого растения.
Того, кто носил с собой Прострел-траву, нечисть обходила стороной. Однако при сборе растения следовало выполнить одно простое правило. Прострел-трава произрастает кустиками, а потому, взяв листьев, на их место следовало положить одно яйцо индейки. Так человек благодарил растение за полученный дар.
Используя Перенос-траву, можно было усыпить змей и прочих опасных животных / Виталий Гуменюк / plantarium.ru
Схожие свойства были и у Перенос-травы. Тёмные силы и злые духи также очень боялись этого растения. Благодаря этой особенности с помощью Перенос-травы можно было защитить жилище или домашнюю скотину от нечистой силы. Используя траву, можно было усыпить змей и прочих опасных животных.
Кроме того, народные предания рассказывали, будто с перенос-травой колдун может перейти любую водную преграду. Достаточно лишь было взять в рот веточку растения и зайти в воду, как волны тут же расступались перед человеком.
Тис
Это великолепное хвойное вечнозеленое дерево с многочисленными ярко-красными плодами-ягодками. Из-за них его называют иногда «тис-ягодник». В высоту он достигает иногда 20 метров, обхват ствола – до четырех метров. Тис живет очень долго. Самым древним экземплярам – больше тысячи лет. Некогда тис рос на всей территории Европы – от Ла-Манша до Урала и от Скандинавии до Кавказа. Сегодня в нашей стране сохранились лишь несколько тисовых деревьев, растущих в Крыму и на территории Калининградской области.
В древности тис почитался как «дерево смерти». Дело в том, что в древесине, коре, побегах, хвое и семенах этого дерева содержится ядовитый для человека и животных алкалоид. В Средние века считалось, что человека можно отравить, угостив его напитком из тисового кубка. Но есть у тиса и другое качество, за которое его древесина издавна очень высоко ценилась, – она практически не гниет. Тис шел на изготовление досок для кораблей, в богатых домах делали балки из тиса. Очень высоко ценились гробы, изготовленные из этого дерева. Кроме того, древесина тиса очень красива, имеет красно-коричневый оттенок, поэтому тис часто называют «красным деревом». В «Слове о полку Игореве», в эпизоде, где Святослав рассказывает о своем сне, есть такая строка: «Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, рече, чръною паполомою, на кроваты тисовѣ». Специалисты склонны под «тисовой кроватью» понимать смертное ложе или гроб. Именно из-за своей ценной древесины тис и оказался в числе исчезающих деревьев.
Бальзамин
БАЛЬЗАМИН (лат. Impatiens – нетерпеливый). Ботаническое название «бальзамин» от греч. Βάλσαμον,
происшедшее от араб. «balasan» — бальзам.
Родина его — субтропики и тропики Азии и Африки, В Европе он появился в 1596 году: его преподнесли в подарок английской королеве Елизавете I.
Бальзамин был издавна известен на Руси как комнатный цветок, но в последнее время он широко выращивается и как садовый однолетник. Является символом любви
симпатии и омоложения. Народ дал ему много названий. Пожалуй, самое известное из них – огонек.
Давно это было. Провожала Лада своего жениха Ваню на битву с врагами. Уходил он с княжеской дружиной далеко, в степи половецкие. Обещал обязательно
вернуться, и попросил, чтоб засветила девушка лампу на своем окошке – ее огонек ему путь к любимой укажет. Но не вернулся домой храбрый русич, пал в кровавой сече. Не хотела
верить в это Лада, всё ждала любимого. Многие к ней сватались, родные уговаривали замуж выйти. Однако она так и осталась одна — не смогла никого больше полюбить, и в её окне всегда
светился огонёк. Так состарилась и умерла, а огонек на окошке превратился в прекрасный алый цветок.
Read More
Репа
Некогда в России она была главной овощной культурой. Огороды называли «репища», поскольку росла на них по преимуществу репа. Выражение «проще пареной репы» знают все. Действительно, что может быть проще: собрать в огороде сладкие и крепкие корнеплоды и запарить их в глиняном горшке в русской печке? С маслом – просто объедение! Благодаря высокому содержанию кальция репа была надежным средством защиты от рахита, заболеваний костей и крови. Кроме того, в репе содержится масса других полезных веществ, которые на столетия сделали ее не только главным овощем крестьянского стола, но и главной помощницей знахарей и травников. Свою роль «царицы огородов» репа утратила лишь в середине XIX столетия, когда повсеместно распространился картофель, который и вытеснил ее из повседневного обихода.
Косметика в Древнем Египте. Косметика Древнего Египта
Косметика появилась еще в Древнем царстве. В Новом царстве после продолжительных войн, наконец, воцарился мир, и постепенно начала развиваться торговля с соседями. Помимо продуктов питания и одежды весьма распространенным товаром были масла, ароматные травы и цветы.Так как в Египте очень сухой и жаркий климат, для увлажнения и питания своей кожи египтяне использовали масло фрукта, похожего на финик. Оно способствовало росту волос, сохранению их цвета, улучшению цвета лица. Также этот фрукт помогал при диабете.Помимо фруктов для укрепления волос использовали цветы и травы. Лилию сушили, растирали и настаивали на оливковом масле. Также использовали кориандр, кунжут, тмин, чабрец, розмарин, которые выращивали в Египте. Эти же растения использовали и в кулинарии.Гвоздика, камедь, пряности, ладан поступали в Египет из Судана, Сомали, Эфиопии, Йемена, Омана. Масла и смолы – из Палестины, Сирии, Ливии. Душистые растения для косметики выращивали в Фаюме. Здесь росли пальмы дум, финиковые пальмы, мандрагора, васильки, мак самосейка.Для бальзамов, мазей и ароматических масел выращивали цветы: жасмин, лотос, ромашки, нарциссы, фиалки, розы, мяту, мелису, тысячелистник. Для создания цветочной помады цветы просеивали и делили на стебли, лепестки, тычинки и пестики. Мастер дробил сырье, два помощника толкли его в ступке, еще трое разминали, а последний вытапливал продукт на огне. Так зарождалась химия и алхимия.Черный пигмент изготавливался из свинцовой руды. Также использовали минералы церуссит, лорионит, фосгений.Косметику использовали не только для красоты, она обладала лечебными свойствами. Кроме увлажнения волос бальзамы помогали при заболеваниях головы и тела, а карандаши для подводки бровей и глаз лечили трахому и конъюнктивит.Ответом на вопрос «зачем египтяне подводили глаза?» служит древний миф. Во время битвы со своим дядей Сетом бог-сокол Гор повредил глаз. Чтобы сохранить красоту, с помощью косметики он подкрасил глаз, и тот снова стал видеть.Продажа косметики приносила большие доходы. Масло из отжима полевых цветов переливали в сосуды и везли в храм. Здесь происходил процесс изготовления косметики, жидких и твердых благовоний путем добавления в масло ароматизаторов и эссенций. Косметику приносили в дар богу, в храме которого ее изготовили.Для хранения косметики изготавливали специальные вазы из алебастры и гранита, футляры для карандашей – из тростника и фаянса. Позже из Палестины пришло стекло, и стали появляться стеклянные баночки с маслами и красками.В Древнем Египте косметикой пользовались практически все: женщины, мужчины и даже дети
Но все же большее внимание косметике уделяли фараоны и элита общества. Большое количество косметики на лице и теле, а также благородный богатый запах означал божественное начало царей Египта
Берёза – воплощение женственности
Если дуб считали священным деревом могущественного и грозного бога Перуна, то берёзу связывали с именем солнечного покровителя Купалы. Это дерево было поистине мистическим, ведь нередко принимало участие в обрядах, связанных с гаданиями и попытками узнать будущее.
Берёза связывалась с девичьей красой, но при этом являлась излюбленным растением русалок. В Русальную неделю они любили кататься на ветвях берёзы, заплетали косы из них и манили к себе заблудившихся путников. Иногда о берёзе в поверьях говорится как о главном Мировом Древе:
Берёза символизировала загадочность и женственную красоту / AlainAudet / pixabay.com
Но как мне кажется, это открывает не столько главенство берёзы, сколько её связь с женским началом. Если дуб олицетворял мужественность и силу, то изящная берёзка соответствовала загадочности и женственной красоте. До наших дней дошло предание, связанное с упоминанием этого дерева.
Как рассказывали в старину, давным-давно жили в одном селении брат с сестрой. Их дома находились на противоположных берегах, а потому приходилось брату ходить через мост, чтобы побывать в гостях у сестры. Но однажды девушка сама решила посетить брата.
С берёзами связано много славянских преданий / Танечка / fotoload.ru
Тот отговаривал её, заявляя, что хлипкий мосток может не выдержать, а потому не стоит рисковать, но упрямица всё-таки решилась на этот отчаянный шаг. Не успела девица ступить на мост, как тот обрушился под ней. Она не умела плавать, а рядом никого не было. Это и привело к трагедии.
Однако боги смилостивились над красавицей, обратив её в берёзу, стоящую у реки. Ясные глаза девушки обратились в терновые ягоды, а косы стали шелковистой травой, растущей у подножия дерева. С тех пор и стоит печальная “невеста”-берёза на речном берегу, печалясь о своей доле. Несмотря на преображение, красота девушки сохранилась в изящном высоком дереве.
Боги смилостивились над утонувшей красавицей, обратив её в берёзу, стоящую у реки / Евгений Ковальчук / photocentra.ru
Могучая Разрыв-трава
Одним из самых редких растений считалась Разрыв-трава. Найти её мог лишь тот, кто обладал тайными знаниями. Произрастает она в тёмных местах, куда простому человеку пробраться не под силу. Говорят, что её листья напоминают острый крестик, а цветок подобен пламени.
Как говорят поверья, расцветает Разрыв-трава лишь в ночь на праздник Ивана Купалы. Где находится дивный цветок, не может знать никто, а потому найти его крайне сложно.
Разрыв-травой часто называют камнеломку / millikon / neizvestniy-geniy.ru
Более того, пора цветения длится всего пять минут, за которые надо успеть не только сорвать цветок, но и защититься от нечистой силы. Все тёмные духи сходятся к месту, где растёт чудесное растение и стараются уничтожить всякого, кто приблизится к нему. Но почему?
Секрет прост – Разрыв-трава обладает уникальными магическими свойствами. Наши предки рассказывали, что человек, несущий в руке это растение, свободно откроет любые засовы и замки. От одного прикосновения листка травы к металлу он разлетается на мелкие части.
Найдя заветное растение, следовало разрезать им левую руку и вложить туда листок, а после заживить рану. Столь нехитрый ритуал превращал человека в колдуна, что мог открывать любые двери. Кроме того, обладатель Разрыв-травы знал местонахождение кладов, мог разговаривать с птицами.
Расцветает Разрыв-трава лишь в ночь на праздник Ивана Купалы / Любовь Федорова
Но как же найти столь необыкновенное “зелье”? Для этого следовало в ночь на Ивана Купалу отправиться в поле с косой. Орудуя инструментом и скашивая травы, в определённый момент человек мог заметить, что коса словно наткнулась на невидимую преграду.
Это значило, что металл встретился с Разрыв-травою, которая при срезании значительно повреждала косу. Чтобы найти заветное растение, охапку скошенных трав следовало бросить в реку. Все растения поплывут по течению, а Разрыв-трава – против. Тут-то и следует брать её.
Недотрога бальзаминовая – Разрыв-трава у русских, украинцев и поляков / John Taylor / botanichka.ru
История василька
На пахотных полях, во ржи, нередко можно встретить чудесный цветок, называемый васильком. В Малороссии его именуют волошкой. В народе рассказывают, что давным-давно этот цветок был статным красавцем. Однажды увидела парня русалка, что сразу без памяти влюбилась в него.
Уж как ни пыталась она обратить на себя внимание – не было толку. Нравилась юноше совсем другая девушка
Тогда разгневанная русалка заманила возлюбленного на поле ржи, где защекотала его и обратила в растение. Именно поэтому васильки часто встречаются в полях, напоминая о печальной истории деревенского красавца.
Васильки и русское поле неразрывно связаны в нашем сознании и в народных сказаниях / Михаил Шейкин / photogeek.ru
Перелет-трава, скакун-трава, спрыг-трава и папороть (птицеподобные)
Другое название Перунова цвета в фольклоре — перелет-трава. По преданиям она сама собой переносится с места на место и напоминает то птицу, то падающую звезду:
Здесь отражено представление о том, что волшебный цветок перемещается и вспыхивает с неуловимой быстротой — подобно молнии, которую многие индоевропейские народы представляли в виде птицы.
В этой связи папоротник с его перьеобразными листьями как нельзя лучше подходит на роль перелет-травы. Более того — само название этого растения в русском языке — «папоротник» или «папороть» — также связано с темой полета и происходит от слова «парить» путем удвоения его корневой основы «па(р)-пар» (то есть парить/лететь очень быстро с удвоенной скоростью). Сравните: пол. раргоć, луж. papruš, илл. и хорват. praprat, preprut, хорут. praprot, др.-чешск. paprut, новочешск. papradj. Вероятно, от этого же корня происходит слово «ПеРо» и «нетоПыРь». На санскрите patra означает «лететь», «падать».
Е.Смиронова. В царстве папоротника
Кстати, один из видов папоротника в наших широтах носит название орляк, что отсылает нас уже к орлу и соколу — священным птицам славян, которые, в свою очередь, также неразрывны с богом воинской доблести Перуном.
Интересно, что птичье перо в мифологии индоевропейских народов очень часто является неким магическим артефактом — что, возможно, также связано с представлениями о божественных молниях. Так, индийский громовержец Индра, добывая сому (то есть напиток бессмертия или живую воду) из облачных гор, оборачивается соколом, а его упавшее перо также превращается на земле в волшебный цветок.
И.Билибин. Жар-птица
В наших же русских сказках тема волшебного пера представлена в истории о Жар-птице и в сказке о Вороне Вороновиче (или — в других версиях — о Медном, серебряном и Золотом царствах). В последней именно посошок-перышко оброненный (или вытребованный) у Ворона Вороновича (ворон = добыватель живой воды) позволяет главному герою невредимым вернуться/перелететь в свой мир из некой параллельной реальности («заоблачного» или «подземного» царства). Аналогичная история есть в немецком фольклоре — там, герой, вложив себе в рот и уши по три перышка, получает возможность летать с невероятной быстротой.
Иллюстрация к сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое»
Тёрн и калина
Деревья и кустарники, ягоды которых использовали для приготовления блюд и в качестве пищи, также оставили свой след в народных преданиях. Одна из легенд говорит, что в давние времена жили на Руси юноша и девушка, которые искренне любили друг друга. Как у печально известных Ромео и Джульетты, их родители были против подобного союза.
Тогда влюблённые тайно сбежали из дома. Им приходилось скрываться, но родственники неизменно преследовали их, желая прекратить столь “неправильные” отношения. Однажды преследователи практически настигли пару, и тогда, понимая, что спасения нет, юноша обратился в тёрн, а девушка стала калиной. Так и остались они стоять у дороги.
Когда наступает весна, а за ней приходит лето, можно заметить, как пламенно загораются ягоды калины. Так она пытается вызвать ответные чувства, пламя любви в своём возлюбленном. Однако тёрн лишь темнеет от горя, постигшего его и возлюбленную.
Влюблённая девушка стала калиной / Tatyana / fotoload.ru
История тополя
Другое предание, к сожалению, не имеет счастливого финала, зато раскрывает тайну появления крайне интересного дерева. Согласно легенде, в далёкие времена одна девушка, просватанная за своего возлюбленного, вынуждена была разлучиться ним. Пришёл срок возвращаться жениху – а его всё нет. А вскоре узнала девица, что её ненаглядный погиб в пути.
Вышла она из дома, отправилась в поле, а потом протянула руки к небу и обратилась в стройное изящное дерево – тополь. Даже сегодня, глядя на тополя, может показаться, что они словно бы отделены от других деревьев. Тополя напоминают гордых одиночек, что замерли на своём месте и незримо тянутся к небу.
Кстати, знатоки деревьев и люди, интересующиеся ритуалами, связанными с растениями, считают тополь одним из самых “нейтральных” представителей растительного мира
По их мнению, он не стремится помогать человеку, но и навредить тоже не может, а потому, если необходимо попросить помощи у этого дерева, важно найти особый подход к нему
Тополя напоминают гордых одиночек, что замерли на своём месте и незримо тянутся к небу / AnnaER / pixabay.com
В самом начале своего рассказа я неспроста отметила, что нам стоит многому поучиться у своих далёких предков. Они видели мир волшебным и живым, умели взаимодействовать с природой. Их предания о появлении деревьев, интересные поверья, связанные с лесными “друзьями” показывают, насколько глубоко и чутко славяне воспринимали природу, которая оберегала и защищала их. Конечно, всё это есть и в нас – просто не стоит забывать, что окружающий мир – не дополнение, а основа нашей жизни.
На обложке: «Нежное утро» / Юрий Борисов / fotoload.ru
Астра
АСТРА (лат. Aster), от греческого «asteros» — звезда, название дано за форму соцветий.
Родиной астры считаются северные районы Китая, Кореи и Маньчжурии. В Европу она была завезена из Китая в 1728 в году монахом Инкарвилья. Будучи в Китае проповедником,
он тайком от глаз императорских чиновников выменивал и покупал там растения и пересылал во Францию для королевского сада.
Народные названия: звездовка, звездочник, ромашка голубая, выпадошная трава (ее ранее применяли при выпадении
прямой кишки), едкая трава, синий цвет, сентябринки, октябринки, морозец, воловье око.
Является символом красоты, скромности и очарования, символом грусти по уходящему лету, утраченному раю, по невозможности подняться в небо.
Астра известна людям очень давно, ее выращивали еще скифы, видя в ней символ солнца и подарок богов. Вообще, почти у всех народов этот цветок, так или иначе, связывался
с небом и звездами, что нашло свое отражение в легендах. Древние греки считали, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье: если ночью стать среди астр и внимательно
прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – так астры общаются со своими сестрами-звездами.
Read More
Отношение к деревьям в Древней Руси
Деревья воспринимались славянами как одушевленные существа, с которыми можно общаться, взаимодействовать. Природа для наших предков была живой в полном смысле этого слова — она дышала, разговаривала, защищала, печалилась и радовалась. Вот как об этом пишет русский историк, литературовед и поэт Николай Иванович Костомаров (1817–1885) в своем труде «Славянская мифология», ссылаясь на русский фольклор:
Деревья часто становятся пусть и не главными, но значимыми героями русских сказок. Зачастую они играют ключевую роль в развитии сюжета и помогают людям добрым, игнорируя злых. Деревья справедливы и беспристрастны, мудры и величественны.
Углубляясь в историю, можно говорить о целом культе деревьев: для наших предков они были объектом восхищения и поклонения, в частности, дуб — священное дерево громовержца Перуна. Об этом дереве-символе мы поговорим ниже. Впрочем, не стоит примитивизировать такое поклонение и возводить его к поклонению какому-то конкретному дереву (или камню) как божеству — все гораздо сложнее, тоньше и мудрее. Проводя определенные обряды у священных деревьев наши предки прежде всего отдавали дань уважения той Силе, которая в них проявляется или связана с ними. Например, в лице Перуна и в его древесном проявлении дубе — славяне чтили активную, яростную, кипящую и созидательную энергию (читать подробнее о дуальном противостоянии активной и пассивной силы — бога-воина и бога-мудреца – здесь).
В Древней Руси существовали священные рощи, о которых, к сожалению, сохранились лишь косвенные сведения. Так, Елена Евгеньевна Левкиевская (род. 1963), российский лингвист, мифолог и фольклорист, упоминает в книге «Мифы русского народа» о «моленьях в рощеньи». Еще в прошлом и позапрошлом веках священные рощи встречались в северорусских землях и Белоруссии. Вырубать деревья и даже рубить бурелом и сухостой здесь строго-настрого запрещалось — нарушителя ждала страшная кара, мучительная смерть.
Всеволод Иванов. В царстве Овсенича. Вечер
Ветви священных деревьев по традиции украшались ленточками, платками, полотенцами. Так крестьяне молили священное древо об избавлении от болезни или благодарили за исцеление. Особо почитались старые деревья с расщепленными стволами и выступающими из-под земли корнями, с наростами и дуплами. Все так же, как у людей: чем старше человек, тем он опытнее, мудрее, тем больше может поведать остальным.
Вплоть до конца XIX века в русских деревнях наблюдался обычай ритуального кормления деревьев, корни которого уходят в историю Древней Руси. Жены и девицы собирались «под древа, под березы» и приносили «яко жертвы пироги и каши и яичницы». Об этом читаем у Левкиевской: автор приводит в пример челобитную нижегородских священников 1636 года.
Примечание: впрочем, есть и иное мнение — о полном неприятии самого культа поклонения чему-либоу наших предков и о гораздо более глубоких знаниях о природе вещей, нежели мы себе представляем
Так, доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), исследуя обряды разных регионов страны, связанные с травами и деревьями, обратил (в одном из своих видео) внимание на такой: для того, чтобы помочь молодой девушке излечиться от бесплодия, часто использовалась береза. Группа женщин уходила в лес, где наиболее мудрая и пожилая выбирала нужное дерево по… вибрациям (!), прислоняясь к нему спиной
Затем она уступала место девушке, мечтавшей о ребенке, остальные заключали ее и березу в круг хоровода и пели песни определенной тональности. Можно предположить, что вибрации песни и вибрации березы создавали определенный резонанс, необходимый и достаточный для того, чтобы решить женскую проблему. Но самое интересное заключается в том, что после успешно выполненного обряда — данное дерево обязательно срубалось. Для чего? Чтобы неразумные люди впоследствии не создали из него объект поклонения! Будет другая девушка — для нее в нужный день непременно найдут другую березу. Потому что Сила заключена не в данном конкретном дереве, а в Природе и в Знании.
Интересен и всеобъемлющий образ Древа жизни, который красочно живописал русский историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871).
Ятрышник
Еще недавно на влажных лугах и лесных полянах, на болотистых участках леса в изобилии росла дикая орхидея Orchis maculata, которую в народе называют «ятрышник» или «кукушкины слезки». Ятрышник был распространен почти на всей территории России, за исключением тундр Крайнего Севера. Свое название он получил из-за подземных клубней, которые, вырастая попарно, напоминали нашим предкам мужские тестикулы (ятра). Название «кукушкины слезки» происходит из-за цветков, покрытых крапинками. Ятрышник – неприхотливое растение, склонное «уходить» в сторону от возделываемых земель, туда, где влажно и безлюдно. А поскольку таких мест становится все меньше, то постепенно ятрышник перешел в разряд вымирающих видов. Сейчас его выращивают садоводы-любители редких цветов. А между тем ятрышник – очень полезное растение. Его цветки, стебель применяются в народной медицине. Особенно ценятся ятра, которые помогают при половом бессилии. Недаром в старину «кукушкины слезки» входили в состав всех приворотных зелий.