Картины из цветов ошибана: легкие мастер-классы для начинающих
Для создания полотен не обязательно использовать только одни цветы и листья. Этими декоративными элементами можно украсить, например, фотографии близкого человека и подарить ему такой авторский портрет.Чтобы осуществить работу, нужно подготовить следующие материалы:
- фотографию человека;
- цветную бумагу;
- ножницы;
- клей;
- засушенные цветы и листья;
- мишуру;
- цветные карандаши или краски;
- лист картона;
- рамку.
Мастер-класс по изготовлению:
- Если вы хотите одеть героиню портрета по своему усмотрению, например, чтобы платье было старинным, тогда надо будет вырезать его из бумаги нужного окраса. Но сначала нарисуйте его очертания.
- На верхнюю часть картины приклейте портрет, а ниже — платье. Подсушенные мелкие цветы оформите в букет, приклейте его элементы так, чтобы героиня композиции держала эту красоту.
- Ошибана позволяет создавать и детали наряда, например, вот такую шляпку. Она состоит из одного крупного листа, мелких цветов и из стеблей. Можно украсить головной убор кусочком меха или перьев.
- Красивую юбку вы также создадите из цветов. Можно взять для этого тюльпаны. Сделайте отделку из мишуры. Приклейте на панно различные украшения из цветов или из бумаги.
Ещё одна красавица, созданная в технике ошибана, получится, если использовать цветы.
- Чтобы выполнить эту работу, нужно будет предварительно высушить лепестки ириса, анютины глазки и различные другие мелкие цветы. Нарисуйте на картоне очертания будущей красавицы на картоне простым карандашом.
- Взяв листья ириса, приклеиваем их на соответствующее место. Также из ириса вы можете вырезать спинку для верха платья. Рукава создаются из более светлых лепестков, Можно даже использовать розы.
- Украшение для головы сделайте из анютиных глазок. Вложите в руки девушке более мелкие цветочки, чтобы они составили букет. Вы можете использовать такую же идею композиции, как на фотографии. Где девушка будто бы смотрится в зеркало, поэтому освещается с двух ракурсов.
Также в технике ошибана можно создать волшебную фею. Она почти вся состоит из цветов, даже ее бабочка. Черты лица нарисуйте цветным карандашом, также при помощи коричневого карандаша изобразите тело насекомого.
Наберите с детьми осенью различных листьев, чтобы зимой можно было составлять из них красивые композиции. Из крупных вы сделаете живописные холмы, а мелкие превратятся в листья различных деревьев. На переднем плане можно приклеить мелкие цветы, которые станут живописной поляной.
Если у вас имеется много цветов, тогда подсушите их в тени на ровной поверхности так, как это было описано в начале статьи. Посмотрите, какими они должны получиться. Как вы видите, этот растительный материал должен сохранить свои краски. Теперь можно сделать, например, вазу с цветами. Такая поделка прекрасно подойдет для начинающих. Саму вазу создайте из цветной бумаги. Сверху приклейте цветы так, чтобы они образовали букет, и картон почти не просвечивался через них.
Искусство ошибана — это использование и других материалов. Например, можно взять березовую кору, снять с неё верхний слой и применить его. Посмотрите, какие красивые крыши домиков получатся.
Если вы хотите делать зимние композиции, тогда крыша будет выглядеть заснеженной, если использовать березовую кору. Но можно создать и осенний пейзаж из данных материалов. При этом крупные листья станут очертаниями кустиков, а мелкие будут красоваться на деревьях.
Историческая справка
Первые упоминания о живописи цветами (ошибане) были найдены в трудах писателей Древнего Египта. Также это искусство уважали в Таиланде, Китае и Корее. Затем оно захватило интерес англичан, которые познакомили европейцев с прекрасными пейзажами из сухих трав и бутонов.
Особых успехов в этом прикладном творчестве достигли японцы. Шестьсот лет назад в Стране восходящего солнца подобная техника была доступна только самураям. Суровые войны помимо уроков по написанию иероглифов и владению мечом, были обязаны посещать занятия осибаной. Прессованная флористика была частью их обучения, так как развивала терпеливость, настойчивость, наблюдательность, концентрацию и другие качества, необходимые храбрым воителям.
На сегодняшний день ошибана популярна среди всего населения Японии. Специалисты даже разработали особые способы защиты растительных материалов от выгорания и потери цвета. Для этого после составления картин из сухих цветков их помещают в специальные рамки, после чего выкачивают воздух между поделкой и стеклом. Получившийся вакуум позволяет надолго сохранить первоначальный вид растений.
Заготовка из природных ресурсов
При создании милых композиций и картин в этой технике, пользуются сухими растениями: цветками и их лепестками, листьями, веточками, мхом, султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и т.д. Для отличной работы надо иметь большой запас сушеных растений.
Стойкость цвета
При засушке цветков и иных растений нужно знать, как долго они хранят свой оттенок. По стойкости цветовой гаммы растения разделяются на три вида:
- Стойкие — сохраняют оттенок в течение многих десятков лет: пионы, георгины летние и осенние, астры, мальвы, васильки, синие подснежники, маргаритки, керсопсис, анафалис, статица, пестрые тюльпанчики, все осенние листы, еще чистец, оборотная сторона листа серебристого тополя и терн.
- Средней стойкости — держат цвет десять и более лет: гайлардия, гелениумы, годеция, рудбекия, жасмины, черемуха, космея, сальвия, розочки, бархатцы (тагетес), ромашки садовые.
- Малостойкие — держат цветовую гамму до нескольких лет: виола , флоксики, настурция, лютики, тигровые лилии и остальные.
Можно брать цветы всех видов. Только надо при этом строить композицию так, чтобы малостойкие, выцветая, не искажали цветовую гамму, а даже открывали новые оттенки. Ну и главное, запомните, из-за некачественных материалов вы можете испортить всю работу.
В каждом дне есть что-то хорошее
Вот что рассказала Людмила, отвечая на мои вопросы, касающиеся её творчества:
Откуда Вы узнали об искусстве создания картин из природных материалов: цветов и листьев растений? Что за случай этому помог? Чем Вас привлёк этот вид искусства — ошибана?
«Вальс» 2013г. Разные цветы и листья
«Осенний мотив» 2013г. Тополь серебристый, листья клена, банан
«Однажды, в журнале «Мир книги» увидела книгу Рима Зубкова «Картины из цветов и листьев», заинтересовалась, выписала, попробовала и навсегда влюбилась в этот вид творчества. Вообще всегда творчески подхожу к жизни. Шью для себя, овладела техникой вышивки Ришелье, вяжу крючком и спицами, люблю украшать праздничные столы, главное, чтобы все было красиво и радовало меня и моих близких. Мой девиз жизни: «Каждый день не может быть хорошим, но в каждом дне есть что-то хорошее». А природный материал обладает потрясающей энергетикой, успокаивает, привносит ощущение гармонии. Материал для творчества есть в любое время года, и для художника-флориста на обочине, дороге, лежат целые богатства. Краски создает сама природа, а я лишь складываю их в композицию и сюжет».
Как и у кого учились искусству ошибана, технике Прессованная флористика? Что можете сказать о своей первой картине?
«Лето» 2013г. Полынь, герань, анютки, лютики, дельфиниум.
«Самую первую картину я скопировала из книги Р. Зубкова, эта книга первое время была моим учебником. Всё, что было изображено этим гениальным художником и помещено в его книге, я многое повторила, а потом начала искать другие источники. Первая моя картина – «Одуванчик». Картина сохранилась и находится в детской поликлинике г.Хабаровска, ей уже 11 лет. В жизни таких одуванчиков не бывает: его диаметр 26 см, а на нем балансирует девочка в 2,5 см. Этот чудо-шар подчеркивает хрупкость, воздушность, незащищенность созиданий природы — так увидел Р. Зубков. Я эту картину творила 20 дней, как хирург — пинцет, скальпель — это основные инструменты флориста».
Что можете сказать о своем городе? Вы давно живете на Азовском море?
«На Азове живу всего 1 год, 20 лет жили в г. Хабаровске, где и началось мое увлечение при поддержке моего мужа, благодарна ему безгранично. Решили на авто попутешествовать, проехали от Хабаровска до Краснодарского края. Объехали почти весь край и влюбились в тихий, уютный городок Ейск, где живут замечательные люди, прекрасный парк им. И.М.Поддубного, много-много солнца и роз, мягкий климат и длинное лето, морской воздух и бескрайние поля пшеницы, подсолнечника, кукурузы и фруктовых садов — сказка!!! Красиво в любое время года».
Л.Крысина у памятника «Князь Петр и княгиня Феврония». 2013г., г.Ейск
У современного памятника-стеллы, г.Ейск
Л.Крысина у плакучей ивы, г.Ейск
Л.Крысина, г.Краснодар
Изготовление картин из прессованной флористики
Материалы, как и интересные идеи для плоских картин, могут быть самые разнообразные. Рассмотрим, как сделать картины из лепестков цветов и листьев своими руками.
Тихая пристань
Для такой поделки потребуется следующий перечень:
- ножницы;
- пинцет;
- простой карандаш;
- основа в виде картона;
- рамка для картины;
- ПВА;
- кисточки;
- засушенный природный материал.
Последовательность действий такова:
На картоне карандашом изображаем набросок
Делаем наметку контуров, при этом внимание уделяем основным линиям – горизонт, передний план. Для выделения неба используем бересту разных оттенков
Желательно подбирать цвета таким образом, чтобы был плавный переход от одного к другому, а облака получались размытыми. С внутренней стороны бересты наносим клей и приклеиваем ее по нанесенным ранее контурам.
Выполняем первый слой, изображающий водную поверхность, используя слегка подгнившую внутреннюю часть березовой коры. Затем делаем берег на переднем плане из зеленых листьев.
Используя желтые и зеленые листья, выполняем лес на горизонте. Затем детальнее прорабатываем воду. Для создания светлой части, которая является солнечной дорожкой, используем внешнюю белую часть бересты. Для получения затемненных участков на воде применяем бересту соответствующих оттенков.
Детальнее прорабатываем дальний план леса. Задействуем листья разных деревьев и кустарников для изображения деревьев и воздушных планов. Листья приклеиваем вертикально. Затем переходим к работе с дальней лодкой. Сперва рисуем ее на листе бумаги, вырезаем и приклеиваем в соответствии с фото.
Чтобы изобразить лодку, понадобится сухая осенняя листва рогоза. Для изображения деревянного каркаса используем серо-коричневые листья, наклеивая их по горизонтали. Поскольку доски внутри лодки затенены, для них берем более темные листья. По верхней части лодки наклеиваем светлые полоски. Таким образом, удастся показать толщину деревянного каркаса. Внутри лодки поперек приклеиваем 3 доски из листьев бежевого цвета.
На ближнем плане возле берега выполняем три березки из белой бересты. Стволы деревьев вырезаем ножницами и приклеиваем в соответствии с композицией. Прорабатываем кору березок, используя бересту разных цветов. Стараемся выполнить стволы таким образом, чтобы они имели бугорки, трещинки и пр. Со стороны тени приклеиваем темную бересту. По стволу размещаем в хаотичном порядке точки и полоски. Для изображения кроны используем листья тополя и березы. На кроне располагаем тонкие веточки, которые должны свисать. Также выполняем березы вдалеке, для чего используем такие же листья.
Вторую лодочку изготавливаем аналогичным образом. Чтобы сделать затенение от лодки и рябь на поверхности воды, используем неровный материал, например, внутреннюю сторону рваной бересты, а блики можно получить внешней стороной той же бересты.
Прорабатываем элементы переднего плана. Возле лодки и дерева изображаем кустарник, для чего задействуем разные материалы. Для изготовления на дальнем плане островков, используем вьющиеся комнатные растения. Когда картина будет закончена, помещаем ее в рамку под стекло.
LiveInternetLiveInternet
ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО — ОШИБАНА
Ошибана — это древнее искусство живописи без использования красок, аппликация высушенными растениями. Ошибана или другими словами: живопись растениями — древнее искусство создания картин с помощью красок природы. Второе ее название — прессованная флористика.
Ошибана или прессованная флористика — это искусство создания композиций, картин или панно из прессованных природных материалов, возникшее в Японии около 6 веков назад. Данным искусством владели исключительно самураи. Они считали, что создание картин из сушёных растений помогает обрести уверенность, достичь душевного равновесия и научиться постигать гармонию во всем. Она помогала развивать концентрацию, настойчивость, терпение и наблюдательность. В качестве природного материала обычно используют листья, цветы, тополиный пух, семена, траву, кору деревьев и т.д.
Сначала этот природный материал растительного происхождения высушивается под прессом. Когда он становится плоским,а также иногда меняет цвет, то этот материал размещается и приклеивается к основе (основой может быть особые сорта бумаги или ткани). Иногда, перед нанесением материала на бумагу, её подвергают обработке акварельными красками. Несмотря на кажущуюся простоту исполнения, Ошибана — это не просто аппликации из засушенных листьев и цветов. Ошибана — это настоящее искусство, более глубокое и более осмысленное, чем просто детская поделка.
Мастер создавал картину из прессованных цветов непременно в состоянии тотального присутствия — «сатори». Позже составленное изображение могло служить ключом, неким проводником для тех, кто был готов безмолвно пережить те самые ощущения автора. Поэтому можно сказать, что для самураев, постигавших путь воина, Ошибана являлась неотъемлемой частью жизни, такой же, как написание иероглифов. Неудивительно, что хрупкость сухоцветов требовала разработки определенных методик для сохранения необычного природного материала. Для того чтобы произведения этого оригинального восточного искусства не выгорали на солнце и не темнели, японские мастера стали «откачивать» воздух между стеклом и картиной, создавая вакуум, который не дает растениям портиться.
Сухие цветы для миниатюры в технике Ошибана можно подобрать и купить в специальных магазинах сухоцветов. Но стоит ли говорить, что для настоящего мастера гораздо приятнее составлять картины из трав и цветов, заготовленных самостоятельно. Для подготовки природного материала собирают только полностью распустившиеся цветы, набравшие цвет и форму
Важно помнить, что растения обязательно должны быть сухими. Если же цветы всё же собраны в дождливую погоду или ранним утром, когда еще не обсохла роса, их непременно необходимо разложить на плоской поверхности и просушить в течение нескольких часов
Под пресс цветы выкладываются на газетный лист с хорошей пористостью бумажного листа, чтобы естественная влага хорошо уходила в процессе высушивания. То есть глянцевые страницы книги вряд ли подойдут для этих целей. Быстрее других растений — всего 2-3 дня — сохнут полевые цветы и розы. При этом их цвет может сохраняться при правильных условиях в течение десятилетий. Кроме сухоцветов мастер искусства Ошибана использует плотную бумагу, канцелярский нож и макетный коврик. На бумаге выкладываются лепестки цветков и различные травинки. С помощью специального лекала делается нарезка из бересты и составляется композиция, затем вырезается задуманное изображение. Когда рисунок составлен, его закрепляют с помощью специальной пленки.
ОШИБАНА – специальность или призвание?
«Запах лета»Ваша специальность, Людмила, как-то связана с художественным или декоративно-прикладным искусством?
«По профессии я медработник и никакого отношения к прикладному и художественному искусству не имела. Уверена, что Бог открыл во мне этот талант и сам во мне действует, а я как кисточка в Его руках».
С чего для Вас начинается работа над картиной? Есть ли у Вас свои особенности от общепринятой технологии в технике ошибана — прессованная флористика. Откуда берете, Людмила, идеи Ваших картин? Что или кто является их генератором?
«Начинаю творить с выбора сюжета будущей картины. Я еще не опытный флорист, поэтому пользуюсь советами известных художников — флористов Р.Зубкова, А.Юркова, А.Верхолы, японских мастеров.
«Журавушки» 2014г. По книге Алены Верхолы
«Израиль. Источник Давида» 2013г. Тополь серебристый, береста, чеснок, хризантема …
Иной раз идея идёт от друзей: попросят сделать картину с определенным сюжетом, — как это было с журавлями (заболела подруга и прочитала, что журавли несут здоровье, и что хотела бы иметь картину с журавлями), вот я и решила подарить ей картину «Журавушки», чтобы побыстрее выздоровела. Часто сама природа подсказывает – очень люблю букеты в вазах. Была в Израиле, и захотелось передать уголки природы Святой земли, так возникла картина «Источник Давида». Подарила своему священнику, отцу Александру. Иногда идеи возникают и из сказок».
Хочу добавить, что у Людмилы не так много картин со сказочными сюжетами, хотелось бы видеть больше: ведь одна из струн её души настроена на сказку! Чего только старая Баба-Яга стóит — великолепная лесовичка — шустрая, быстрая, смелая, хитренькая и… ещё молодая душой!
«У Лукоморья…» Банан, хризантемы, ромашки
«Что тебе надобно, старче?..» 2014г. Тополь серебристый, шелуха чеснока, гибискус…
«Там на неведомых дорожках…» 2013г. Береста, лепестки астры, хризантемы, папоротник,…
«Белоснежка в лесу» 2010г. Береста, лютики, лепестки гвоздики и бархатцев, лист березы, лесные листья
«Букет» 2013г.
«Ромашки, любимые цветы» Ромашка, роза
Как происходит сбор материала, где?
«Материал я собираю везде, даже привезен из Израиля, причем он не выгорает, что значит Святая Земля. Матушка в русском монастыре в Израиле позволила собирать цветы прямо на территории, Слава Богу за всё! Сбор материала — это постоянная и нескончаемая работа. Где бы ни была, — с пустыми руками домой не прихожу».
«Мои любимые фиалки»
«Цветочные грезы» Лист калины, обертки кукурузы…
«Фиалки» 2010г.
«Букет» 2010г.
Создание пейзажа
После того как все необходимые природные материалы были найдены и высушены, можно смело приступать к созданию аппликации. Весь процесс нужно выполнять последовательно и не пропускать ни одного этапа. Это поможет более быстро и качественно изготовить поделку. Процесс создания пейзажа техникой ошибана прост и состоит из следующих этапов:
Первым делом берётся плотный картон и мягкий карандаш. С его помощью на основе рисуются контуры отдельных частей изображения (передний план, горизонт, река). На этом этапе не нужно чётко прорисовывать все мельчайшие детали. Затем рисуются стволы деревьев и кроны. В зависимости от выбранного вами времени года, можно варьировать густоту листвы и её количество.
Начинать приклеивать растительные материалы следует с неба. Для него берутся обёртки кукурузных початков и вырезаются по нарисованному контуру облака. Затем с помощью тонкой кисточки наносится клей на всю поверхность листочка. Промазанные лепестки приклеиваются к нужной части пейзажа и вся аппликация кладётся под пресс на несколько минут. Это необходимо для того, чтобы клей полностью высох, а части растения надёжно прикрепились. После неба накладывается слой водной поверхности реки. Для этого применяется береста (кора берёзы). Она расслаивается на более тонкие пласты и из неё вырезается не всё изображение реки, а лишь небольшая её часть. Затем подбираются понравившиеся вам оттенки и приклеиваются оставшиеся части речки. Пейзаж помещается под пресс и сохнет в течение трёх минут. Следующим приклеивается задний план картины. Для него используется обратная сторона листьев тополя. Она окрашена в серебристый цвет и как нельзя лучше передаёт размытость заднего плана. Листья обрезаются по нарисованному контуру и аккуратно приклеиваются к картонному основанию. После очередного придавливания прессом изображается левый берег реки. Для этого берутся листья лопуха, клёна, тополя и вырезаются по требуемой форме. Все подготовленные элементы присоединяются к изображению
Важно сделать так, чтобы переходы между оттенками разных листьев были как можно более плавными. Для изображения правого берега применяются листья винограда и сирени
С их помощью создаются деревья и прочая растительность на заднем его плане. Спереди лучше всего приклеивать детали, вырезанные из листочков клёна, лопуха и лепестков роз. Здесь также необходимо обеспечить равномерный переход от одного оттенка к другому и избежать видимых стыков отдельных элементов. Дальний план пейзажа заполняется хвойным лесом. Для этого берутся веточки полыни и приклеиваются в виде разных по размеру ёлок и сосен
Когда все части фона проработаны, необходимо уделить внимание более крупным деталям, таким как деревья. На левом берегу реки можно расположить стволы берёз, вырезанные из бересты
Рядом с берёзами помещаются кустарники из листьев розы. Листва деревьев делается из кусочков лопуха, оборванных руками. Они получаются произвольной формы, что идеально подходит для композиции. На правом берегу реки располагаются более крупные и массивные деревья. Их ствол вырезается из тёмной внутренней части берёзовой коры. Из этого же материала формируются ветви. Для изображения листвы используется земляничные, калиновые и кленовые листочки. Весь процесс их наклеивания идентичен нанесению листвы берёз. С любого берега формируется крутой обрыв. Для его создания применяются отдельные детали из листьев тёмного цвета. В самом конце прорабатываются мельчайшие детали пейзажа, такие как: отражение в воде и более тёмные части у берега. Для этих целей применяются как тёмные, так и светлые листья любых растений. Главное, чтобы каждая мельчайшая деталь гармонично дополняла картину. На поверхности воды можно сделать отдельные островки суши, которая ещё не была поглощена водой. Они изображаются с помощью частей листьев клёна и тополя. Готовый пейзаж придавливается прессом и полностью просушивается. После этого картина помещается под стекло и в рамку.
Ошибана — замечательное японское искусство, которое позволяет каждому человеку проявить свою фантазию и индивидуальность. При правильном подходе к работе и соблюдении всех тонкостей техники ошибана можно создать настоящую картину, которая украсит стену вашей квартиры или дома.
Originally posted 2018-08-29 09:56:23.
Приступаем к работе
Описание техники ошибаны для начинающих практически ничем не отличается от руководства для более опытных коллег, так как принцип и последовательность едины для всех.
Разница только в объемах работы и затраченном времени. Итак, действовать необходимо в следующем порядке:
- Выбрать сюжет, исходя из возможностей и имеющихся материалов.
- Определиться с фоном.
- На основу нанести эскиз, слегка надавливая на карандаш.
- Перенести получившийся рисунок на кальку.
- Вырезать из кальки основные детали и в соответствие с ними выбрать цветы и растения, при необходимости изменив или подкорректировав их форму.
- При необходимости раскрасить фон акварелью, прорисовать мелкие детали.
- Разложить засушенные детали на основном фоне.
- Наклеить их, нанося клей на края каждой детали в минимальном количестве.
- Готовую картину положить под груз (прессом может выступит стопка книг или ровная доска с утяжелителем).
- Дождаться полного высыхания.
- Подкорректировать работу, дополнить штрихами, прорисовкой.
- Вставить в рамку.
- Повесить на стену или поставить на стол.
Немного истории
Осибана, или ошибана — это еще один удивительный вид флористики родом из Японии. Вообще эта страна является родиной многих фантастических разновидностей искусств и рукоделия.
Когда-то ошибана считалась делом самураев. Да, именно грозных воинов, которые славились своей жестокостью и отличными боевыми качествами.
Составление из цветов картин требует особой усидчивости, сосредоточенности, тонкого понимания бытия и превосходного творческого вкуса. Воины практиковали технику для выработки всех этих качеств.
Во второй половине XIX века ошибана была завезена в Европу и нашла здесь множество поклонников. Однако особую любовь к искусству проявляют все же на ее родине. В остальном же мире техника популярна в виде увлекательного рукоделия и интересного хобби.
https://youtube.com/watch?v=6Q2dkzhK5AU