Вино в Древнем Риме
Пьяной горечью ФалернаЧашу мне наполни, мальчик!Так Постумия велела,Председательница оргий.— «Мальчик», Катулл (в переводе Пушкина)
…И, посредством Пушкина, мы снова вернулись к элитному фалернскому вину, которое пили патриции. Что мы вообще знаем о напитках, любимых в Риме? На удивление, немало. К примеру, нам известен их примерный вкус, и нам бы он сейчас показался весьма непривычным, как и подача.
Вино, которое ежедневно пили простые римляне, было довольно паршивого качества. Почти все оно не жило больше года — скисало. Да и вкус его был похож на уксус. Чтобы хоть как-то скрыть это, использовали всевозможные добавки. Кто победнее — сыпали в вино мел и мраморную пыль, которая помогала справляться с кислотой. Люди среднего достатка добавляли виноградную патоку или свинцовый сахар (ацетат свинца), который был чертовски вреден, зато считался прекрасной сладкой добавкой. Добавлением сторонних элементов не гнушались и богатые: в ход шла корица, можжевельник, мирра и полынь, а также мед. В общем, как вы поняли, римляне любили, чтобы вино было пахучим и сладким. Для охлаждения на пирах использовался снег, привезенный с гор.
Однако стоит понимать, что вино пили разбавленным, причем сильно. Вода составляла две трети или даже три четверти кубка. Пить неразбавленное издревле считалось гнусной привычкой алкоголиков и варваров, вроде скифов и фракийцев. Впрочем, к закату Римской империи пить начали уже в чистую. Вина для богатых и для бедных различались и географически. Для низших слоев его выращивали вокруг Рима (раз оно быстро скисало, его и поставлять нужно было поскорее). Знать пила изысканные вина, созданные в угодьях, расположенных у Неаполя.
Культура Древнего Рима
Историю культуры Рима можно разделить на царский период, когда она была под влиянием этрусской культуры, культуру эпохи республики и культуру эпохи империи. Частью римской культуры были несколько видов игр, имевших характер празднеств.
Культура Древнего Рима развивалась под греческим влиянием, но затем формировались её уникальные черты. Благодаря грекам у римлян появились историческая мысль, театр и литература. В 3-м веке до н. э. римские авторы-анналисты писали первые сочинения, посвящённые как ранней истории своего города, так и недавним событиям.
Первоначально авторы использовали греческий язык. Но позже всё чаще прибегали к латыни. Особенно активно за использование латыни выступал римлянин Марк Порций Катон. В утраченном ныне сочинении «Начала» он рассказал о прошлом не только Рима, но и других италийских городов.
В 3-м веке до н. э. начинают появляться поэмы и пьесы на латыни. Их авторами становятся греки-вольноотпущенники, а затем и римляне. Последние брали за основу греческие трагедии и комедии и делали вольные переводы. Особенно активно они работали с новой аттической комедией, перерабатывая её сюжеты.
Да нашего времени сохранились комедии двух римских авторов 2-го века до н. э. Это Теренций и Плавт. Созданные ими тексты принадлежат не только римской литературе. По ним делают выводы и об утраченных греческих комедиях, которые послужили первоисточниками.
Драматург Гней Невий создал первую в истории римской литературы собственную эпическую поэму. Её темой стали Пунические войны. Затем Квинт Энний написал поэму, основой которой стала римская история. Оба произведения имели своих читателей, но позже их затмила «Энеида» Вергилия.
Золотым периодом литературы Рима считаются 1 век до н. э. и 1 век н. э. Именно тогда творили лучшие поэты-лирики, а также создатели великих поэм Вергилий и Овидий.
Поэма Вергилия «Энеида» содержала рассказ о легендарном троянском герое Энее. Римляне считали троянцев своими предками, а Энея — предком рода Юлиев. Поэма содержала рассказ о странствиях троянцев (подражание «Одиссее» Гомера) и войнах с италийскими народами после прибытия (подражание «Илиаде»). Поэма включала и ссылки на последующую историю и деяния Цезаря и Октавиана.
С эпохи республики существовала практика покровительства влиятельных римлян поэтам. Во времена императора Августа на этом поле особенно прославился его соратник Меценат, по имени которого покровительство богатого человека людям искусства стало называться меценатством. Меценат и Август ценили пропагандистский потенциал искусства.
Любимым зрелищем римлян были гладиаторские бои, которые проводили по всей империи. Стремясь разнообразить бои на арене, организаторы придумывали что-то новое. Например, делали бойцами женщин.
Прославившиеся гладиаторы становились настоящими звёздами. В надгробных надписях этих бойцов говорилось, что они прославились среди людей своими победами. Их портреты украшали светильники, кубки, вазы, надгробья. Например, Тримальхион, персонаж романа Петрония «Сатирикон», рассказывает о своих кубках, на которых высечен поединок двух гладиаторов. Сцены с боями одного из них, Петраита, он хотел видеть изображёнными у ног своей надгробной статуи.
О жизни и смерти бойцов арены известно много занимательных фактов. Кровь гладиаторов ценилась как магическое зелье. Допустим, волос невесты разрезали ножом, вынутым из тела убитого гладиатора. Их кровь использовалась в приворотном зелье. Ели по частям печень гладиатора, чтобы стать храбрее.
Особым проявлением римской культуры можно назвать кулинарию. Во времена Ранней Республики римляне славились простотой своей пищи. В её основе были каши из крупы.
После завоевания Средиземноморья, а особенно во времена империи, богачи разнообразят свой стол. Их повара смешивали ингредиенты, использовали сложные соусы и специи.
В 1-м веке до н. э. полководец Лукулл прославился своими пирами, вошедшими в историю как символ кулинарной роскоши. В 1-м веке н. э. жил знаменитый гурман Апиций. Под его именем сохранилась единственная оставшаяся от римской эпохи кулинарная книга. В действительности, она была создана в 4-м веке н. э.
Самым известным римским соусом был гарум, основой которого были рыбные отходы, ферментированные на солнце. Существовали десятки сортов гарума, и отдельные регионы специализировались на его производстве.
Древнеримская цветовая символика
Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов. Основными цветами для них по-прежнему считались:
- белый — цвет величия и благородства;
- жёлтый (атрибут Аполлона, бога солнца) выражал великодушие, интуицию и интеллект;
- красный (цвет Марса, бога войны) выражал страсть, чувственность и животворные силы;
- синий считался атрибутом Юпитера и Юноны, богов неба) и означал религиозное чувство, преданность и невинность;
- зелёный — цвет Венеры, богини любви и красоты, а также цвет Природы. О символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость.
Сочетание белого с красным считалось очень значимым и являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпурный цвет считался цветом императоров и членов царского дома, означал власть, духовность, величие. Император, выезжающий в пурпурном одеянии на колеснице, запряжённой четвёркой белых лошадей, производил сильное впечатление.
Белый цвет стал первым из божественных цветов, т.к. представлял свет. Также он считался цветом благородства, величия. Также белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте.
Искусство Древнего Рима
Скульптурный портрет и мозаика
Свой расцвет римское искусство пережило в 1−2 веках н. э. Два его важнейших проявления — скульптурный портрет и мозаика. Скульптурный портрет менялся в разные периоды. Во времена Августа и его преемников скульпторы уделяли меньше внимания индивидуальным чертам человека. Материалом служили мрамор и бронза.
Во времена Флавиев скульптурный портрет изменился. Теперь мастера уделяли больше внимания индивидуальным чертам лица человека, не маскируя его недостатков.
Основными заказчиками скульптурных портретов были члены императорского дома. Кроме них портреты заказывали и частные лица — полководцы, ростовщики, разбогатевшие вольноотпущенники. У портретов из мрамора зрачки, губы и предположительно волосы раскрашивались. В зрачки статуй из бронзы помещались драгоценные камни.
Активнее, чем раньше создавались портреты женщин. Благодаря этому сохранились изображения представительниц императорского рода, а также знатных римлянок.
Портрет неизвестной римлянки. 80−90-е гг. (Wikimedia.Commons)
Особую роль в женском портрете имели причёска и пластический декор, которые должны были подчеркнуть красоту изображённой женщины. Первоначально женский портрет также был идеализированным. Затем, при Флавиях, скульпторы придерживались принципов реализма. Так, знаменитый ватиканский портрет пожилой женщины не маскирует признаков старости — отёчность, редеющие волосы, морщины.
Вторым видом искусства, в котором римляне превзошли греков, была мозаика. Она составлялась из обработанных камней или цветных стёкол. Размер кубика был всего сантиметр. Мозаики помещали на полу и стенах общественных зданий и частных домов. Композиция включала идущий по краям орнамент и эмблему.
Эмблема — центральная фигурная композиция мозаики, окружённая орнаментом
Сюжеты мозаик:
натюрморты;
бытовые сцены;
другие страны;
мифология.
Среди мозаик есть знаменитая Злитенская (2-й век н. э.), изображающая гладиаторов, а также Гладиаторская (4-й век н. э.) из Виллы Боргезе.
Театральные маски. Римская мозаика. (Wikimedia.Commons)
Знаменитая мозаика, посвященная битве при Иссе, с убегающим Дарием и идущим в атаку Александром, украшала пол богатого жителя города Помпеи. Она была создана на основе картины одного из греческих мастеров.
Древнеримская архитектура
В период империи архитектура отличается монументальными постройками и инновациями. Мастера активно использовали для украшения стен цветной мрамор.
Октавиан Август ещё жил в частном доме. Но его преемники уже строили для себя дворцы в пределах Рима и за городом. Они отличались усложнением планов, наличием нескольких этажей, обилием декора.
Кроме дворцов строились величественные общественные здания. Например, перестроенный большой цирк позволял вмещать более 300 тыс. зрителей. Созданные в 210-е годы термы Каракаллы позже стали считаться одним из чудес Древнего Рима.
Здания содержали скульптурный декор и рельефы, основной которого могли быть сюжеты из греческой мифологии, собственной истории Рима или же просто растительные узоры.
Остатки большого цирка в Риме. (Wikimedia.Commons)
Большинство простых жителей Рима и некоторых городов Италии должны были ютиться в многоэтажных инсулах. Этот тип постройки появляется в эпоху Поздней Республики. В 1-м веке н. э. отмечают усложнение планов жилых домов. Инсула не обязательно была жильём бедняков — люди побогаче могли позволить себе благоустроенные квартиры.
Произведения римского искусства поражают воображение. Хотя история Древнего Рима подошла к концу, многие из его достижений сохранились и стали одной из основ европейской культуры Нового времени, а затем и России.
Кабаки Древнего Рима
Какими были кабаки в Древнем Риме? В общем-то, они были похожи на своеобразную смесь современных баров, фастфуда и разливаек, где пьянчуги пропивают последние гроши. Почти все питейные заведения были довольно убогими, зато в них была сытная еда и вино (иногда даже со специями, на манер глинтвейна). Но в целом, вы вряд ли бы захотели провести время в подобном месте. Если вы не фанат лихих барных драк в духе вестернов, конечно.
Почти весь Рим был довольно опасным и гнусным местом. Простые горожане балансировали между нищетой и бедностью и жили в переполненных многоэтажных домах (в общем, почти как мы с вами). В таком жилье даже не было своих кухонь, так что римляне вынуждены были питаться фастфудом. Днем они ходили в термопилии — забегаловки с кашами, дешевым вином, сыром, а также подобием бургеров и пиццы. Там простой трудяга быстро, прямо на ходу, перекусывал, выпивал, иногда подцеплял проститутку, которую вел в ближайший переулок — в общем, проводил обеденный перерыв как позволяли финансы. А вот ужинали уже в другом заведении — трактирах, именуемых каупонами.
Каупоны были локальной темой каждого района. Ходить по улицам Рима в сумерках было попросту опасно, поэтому простые горожане ходили в проверенный трактир в своем квартале. Обычно там быстро ужинали, или уносили еду с собой, но некоторые засиживались, оставаясь выпить. Здесь, в окружении висящих на стенах колбас и ароматных трав, за столами собиралась особая публика. Сатирик Ювенал описывал ее как сброд «воров, наемных убийц и беглых рабов»
Сюда еще стоит добавить проституток и шулеров, но это были настолько привычные обитатели города, что даже сатирик не стал заострять на них внимание
Судя по раскопкам в Помпеях, на 100 человек приходилось по одной каупоне. В Риме плотность трактиров была еще больше.
Косские одежды и китайский шелк
В I в. до н.э. римляне познакомились с “диким шелком”, и одеждами из него, которые с давних пор изготавливали жители острова Кос. По месту производства, такая одежда называть “косской”.
Легкие, расшитые золотыми нитями, эти пурпурные одеяния встретили бурный восторг у римских “модниц” и такие же бурное негодование в остальном римском обществе – “Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне” (Сенека).
Однако буквально через 100 лет после появления “косских” тканей, в Рим стали привозить и настоящий, китайский шелк, почти мгновенно вытеснивший “конкурентов” с рынка.
Этот шелк был очень дорог, настолько, что для ухода за ним наиболее богатые женщины стали заводить специальных рабов, а сами ткани распускались и ткались заново, но уже с вплетением в них льняной или хлопковой пряжи.
“Полушелковая” материя быстро вошла в моду – даже не смотря на бытовавший одно время запрет её ношения среди мужчин, и долго ещё оставалась в цене – практически до III в. н.э., когда чистый шелк смог наконец получить в Риме широкое распространение.
Выложил – Мэлфис К.Источник – Компиляция из разных источников
Почитание Флоры
Когда правителем Рима становится сабинянин Тит Таций, культ Флоры выходит за пределы Средней Италии. Были построены первые городские святилища богини, а последующие цари утвердили должность её верховного жреца, фламина.
Ян Брейгель Старший «Флора в цветнике»Местонахождение: Государственный музей, Шлайсхайм, Германия
В Риме даже существовала коллегия жрецов, что ежегодно проводила определённые ритуалы, посвящённые задабриванию божеств урожая. Флоре и прочим её “коллегам” римляне приносили щедрые дары, прося о хорошем урожае и успешном цветении.
Прекрасную и вечно юную богиню часто называли “матерью цветов”. До её появления земля была пустынна и безжизненна. Но стоило Флоре взглянуть на неё, сделать всего один шаг, как вокруг расцветала весна. Лишь благодаря стараниям этой богини, как верили люди, мы можем наслаждаться красотой цветов, их яркостью и ароматом.
Ткани и цвета на улицах Рима
Простое население Рима – рабочие, ремесленники, крестьяне и рабы, обычно носили одежду преимущественно коричнево-желтых цветов некрашеной овечьей шерсти, да темные, не маркие туники. Чистые цвета здесь практически не встречались.
Более богатые граждане могли позволить себе ткани, окрашенные натуральными красителями красного, фиолетового, зеленого и реже, синего цвета, которые в то время стоили баснословно дорого и завозились издалека.
Однако стремление выставить своё богатство напоказ, выражавшееся в злоупотреблении яркими, кричащими цветами и тканями, всегда порицалось в обществе. Примером чему служат например спесивые и наглые литературные персонажи, главным цветом одежды которых является красный.
Осуждалась также пестрота костюма, воспринимающаяся как противоположность римскому вкусу и традициям, как нечто варварское.
Появление праздника
История рабства в Древнем Риме насчитывает много столетий, однако каждый год 17 декабря привычный уклад жизни рабов резко менялся. Неслучайно бога Сатурна называли покровителем рабов и нищих.
В день праздника, в честь него названного Сатурналиями, можно было увидеть необыкновенные картины. В богатых домах знатные люди прислуживали своим рабам и слугам, которые пировали, прославляя имя Сатурна.
Историю Сатурналий можно узнать из записей древнеримского историка Тита Ливиуса. Он отмечает, что первые празднования Сатурналий начали проводиться около V века до нашей эры. Они были посвящены силам плодородия и покровителю сельского хозяйства Сатурну. Особенно распространено торжество было в деревенской местности, ведь для крестьян Сатурн являлся главным защитником и помощником.
Популярность Сатурналий постепенно росла. Со временем из однодневного праздника это торжество превратилось в настоящий фестиваль, что продолжался несколько суток.
Праздник Сатурналии в Древнем Риме отмечался в конце года.Картина художника Антуан-Франсуа Калле.
Флора и ветер Зефир
Но, вероятно, богиня Флора так и не появилась бы на свете, если бы не любовь, что преобразила её. Когда она была ещё простой нимфой Хлоридой, жившей на земле, прекрасную девушку увидел покровитель тёплого западного ветра Зефир.
Конечно, сначала его внимание (а ведь Зефир был одним из богов-ветров) испугало красавицу. Хлорида пыталась спастись бегством от влюблённого в неё юноши
Однако Зефир окутал её теплом, подарил нежное дыхание весны, после чего сердце Хлориды дрогнуло.
Сделав своей супругой нимфу, Зефир сумел своей любовью превратить её в богиню весны и цветов. С той поры пара стала неразлучной. Когда на земле ощущается дыхание тёплого Зефира, следует знать, что совсем скоро появятся и первые цветы. Это прекрасные влюблённые Зефир и Флора идут по земле, даря ей весенние нежность и очарование.
Вильям Бугро «Флора и Зефир»Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Мюлуз, Франция
Отголоски Сатурналий в наше время
С приходом христианства значение Сатурналий начало ослабевать, стали появляться иные ценности и святые покровители.
В 312 году император Константин, принявший новую веру, запретил празднование языческого торжества. Несмотря на это, Сатурналии заложили основу двух самых важных праздников, известных в наше время – Рождества и Нового года.
В Древнем Риме к периоду расцвету культа Сатурна праздник в честь него длился двенадцать дней, каждый из которых соответствовал определённому месяцу года. Считалось, что дни Сатурналий являются началом нового годового цикла.
Никола Пуссен«Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами года»
Римляне верили, что в это время на землю возвращаются души умерших предков, которых необходимо задобрить. Символами Сатурналий являлись восковые свечи, которые зажигали по вечерам и фигурки из теста. Праздник этот являлся периодом обновления и возрождения, временем, когда нужно было строить новые планы и загадывать желания, что непременно должны были исполниться.
Праздник Сатурналий был одним из самых колоритных в Древнем Риме. Я думаю, многие любители истории древнего мира хотели бы отправиться в путешествие во времени и побывать на Сатурналиях. Господа, прислуживающие рабам, и слуги, отдающие приказы своим хозяевам… Возможно, именно это необычное перевоплощение сделало празднество в честь бога Сатурна таким интересным и популярным.
Варианты разделения цвета в Древней Греции
Цвет и стихия по Эмпедоклу
Эмпедокл выделял четыре основных стихии (земля, огонь, воздух, вода) и наделял каждую из них своим цветом. Земля – жёлтый цвет, огонь – красный, воздух – белый, вода – чёрный. Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления.
- белый,
- чёрный,
- красный,
- жёлто-зелёный.
Другие цвета образуются путём смешивания этих четырёх: золотой и бронзовый получаются смешением белого и красного, пурпурный цвет получается из белого, чёрного и красного, синий – из чёрного и красного и др.
Символика цвета по Демокриту
Демокрит утверждал, что белое – это то, что гладко.
Чёрное противоположно белому. Оно состоит из шероховатых, неровных и неодинаковых фигур.
В таких «странных» утверждениях Демокрита можно найти логику. Античность понимает всё бытие как вещественное, как тело. Цвет выделяли из цельной жизненной картины и понимали его как вещество, как осязаемое тело.
Цветовая схема по Аристотелю
Аристотель использовал экспериментальный метод. Он выделил три основных цвета: белый, чёрный и жёлтый. Белый цвет — это вода, воздух, земля; чёрный — распад, разрушение, неравновесие, переходность состояний.
Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее жёлтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.
Аристотель написал два трактата: «О цветах» и «О чувственном восприятии». Он был первым в истории мысли, кто попытался онтологически обосновать феномен света и цвета, и первым стал исследовать теорию смешения цвета.
Еще: Цветовая символика в эпоху Ренессанса
Определение цвета по Платону
Платон в своей философской системе отошёл от зрительного восприятия цветов. У него преобладало отношение к цвету как к мистическому символу. Платон признавал только естественные цвета и естественную краску.
Он считал, что любой цвет – не бесформенный, а обладает определенной фигурой. По его мнению, самый красивый цвет — белый, богам следует приносить белые ткани и им вообще подобает белый цвет.
Белый и золотой (жёлтый) считались божественными цветами, выражали благо, счастье, истину, добро, гармонию. Тёмные и особенно чёрный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д. Белое разрешает, разжижает цветность, чёрное – стягивает, собирает.
Отношение к цветам в Древней Греции во многом определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого «благородного» цвета могло считаться «безобразным».
Типы садов Древнего Рима
Римские сады, обычно, делились на три разновидности;
- ксист — отдельная терраса;
- амбулацион — деревья и цветы;
- гестацион — аллея.
Каждый парк состоял из всех трех видов.
Дворцовый парк Древнего Рима
Самые известные сады Древнего Рима
Сады Рима отличались великолепными формами и оформлением. С других стран завозились редкие образцы семян. Владельцы угодий гордились своими парками и демонстрировали их роскошь и неповторимость гостям. Римляне преуспели в мастерстве создания зеленых оазисов и перегнали даже древних греков, отличающихся любовью к природе.
Многие приемы обустройства садов Древнего Рима используются при создании ландшафтов и сегодня.
Гулянья в парке Рима
Особенностью парковых территорий Рима являлась возможность разведения зеленых насаждений на гористой местности. Даже в таких условиях римляне умудрялись создавать уникальные искусственные водоемы, где водились рыбы. Ручейки объединялись в пруды, а пруды — в водопады.
Парковые насаждения обязательно должны были гармонировать с постройками и общим видом усадьбы. В саду создавалась определенная атмосфера — развлечений или спокойного времяпровождения. Особый стиль придавали скамейки на всей протяженности дорожек, ведущих от основного здания, например, к фонтану или качелям. Иногда они образовывали лабиринт.
Сохранились легенды о самых известных садах Древнего Рима:
- Cады Цезаря.
- Orto Botanico. Орто Ботанико.
- Giardino degli Aranci. Сад апельсиновых деревьев.
- Janiculum Park. Парк Яникул.
- Rose Garden. Розарий.
- Gardens at Villa Aurelia. Сад виллы Аврелия.
- Villa Doria Pamphili. Вилла Дориа Памфили.
Парк резиденции Цезаря
Сады Цезаря в Древнем Риме
Традиция стрижки зеленых насаждений зародилась впервые в саду императора Древнего Рима Юлия Цезаря. Придворный полковца по имени Калвен однажды аккуратно подравнял верхушку кустарника. Цезарю очень понравился новый вид растения. Легенда об этом случае поведана в труде Плиния «Естественная история».
Сад возле Римского Колизея
Список литературы по садам Древнего Рима
- Рекомендованный список книг о садах Древнего Рима:
- Зелинский Ф.Ф. История античной культуры, СПб, 1995.
- Кнабе Д.С. Древний Рим: история и повседневность. Очерки. М., 1986.
- Лосев А.Ф. Эллинистически—римская эстетика I—II вв. н.э. М., 1979.
- История Этрусков и Древнего Рима. Авторы текста Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. М., 1982.
Созданные в эпоху существования древнего Рима сады сегодня принято называть «итальянскими». Прибегнув к традициям старейшей культуры можно создать великолепный зеленый уголок в любом месте мира.
Античные сады Рим
Флоралии – праздник богини
От успешного цветения растений зависел и будущий урожай, а потому ежегодно Флоре воздавались особые почести. Ежегодно в честь богини проводились масштабные празднества, что попадали на конец апреля – начало мая. По мнению историков, именно Флоралии и свободные нравы, что царили во время них, указывают на древнегреческое происхождение богини. Римляне же лишь переняли такие традиции.
В 238 году до нашей эры был возведен самый известный храм флоры. Именно тогда происходит официальное учреждение игр, проводившихся в честь Флоралий. Располагалось святилище неподалёку от Большого цирка, что представлял собой огромную площадку и самый крупный ипподром Древнего Рима.
Джон Уильям Уотерхаус «Флора»Местонахождение: частная коллекция
Во время празднеств, посвящённых юной богине, люди украшали двери и окна своих домов, прикрепляли к одежде и волосам цветы, символы Флоры. Женщинам позволялось на Флоралии надевать разноцветные платья, однако в другое время это запрещалось.
Флора – богиня, что воплощала собой саму весну. Юная и нежная, она ступала по земле, оставляя за собой распускающиеся деревья и луговые цветы. В Древнем Риме ей посвящались торжества и праздники, а её культ долгое время продолжал жить, несмотря на приход христианства. Флору видели разной, что заметно в произведениях искусства, однако во все времена она не переставала вдохновлять скульпторов, художников, поэтов.
Внешность богини флоры
Как же выглядит Флора? Думаю, что не удивлю вас её писанием. Она воплощала всё самое прекрасное, что только есть в мире – цветение природы, расцвет жизни. Эта богиня всегда была молодой и красивой. На изображениях она показана изящной юной девушкой с длинными светлыми волосами. В сияющих прядях её особые украшения – цветы.
Одним из самых любимых её цветов считаются незабудки. Существует даже легенда о том, как они получили своё название. Когда Флора спустилась с небес на землю, вокруг неё распустились самые разные цветы. Богиня долго ходила среди них и каждому давала своё имя. Когда Флора уже собралась в обратный путь, её вдруг позвал один цветок.
Ярко-голубые небольшие соцветия за всем буйством красок Флора не заметила, а потому до сих пор не назвала их. Цветок же попросил богиню и ему дать имя. Тогда Флора взглянула на него и, отметив особенную красоту, сказала, что он станет незабудкой – тем, кого нельзя забыть.
Флора и Зефир на фреске Джованни Баттиста «Аллегория весны»Местонахождение: Тьеполо Палаццо Лабиа, Венеция, Италия
Традиции Сатурналий
Сатурналии включали череду ритуалов, которые жрецы должны были соблюдать точно и в соответствии со строгой очередностью. Первым этапом становилось разрезание пут на статуе Сатурна и поднесение ему даров. В качестве жертвы римляне использовали мясо, вино, мёд.
На Сатурналии нередко забивали козла, священное животное Сатурна. Позднее этот ритуал породил изречение “козёл отпущения”, что изначально использовалось как именование жертвенного животного, а позднее стало использоваться в переносном смысле.
Когда путы со статуи бога падали на землю, жрецы восклицали: «Ио, Сатурналии!». Это восклицание призывало народ к веселью и празднованию. Удивительным образом привычная жизнь менялась во время Сатурналий. На этот период приостанавливались военные действия и казни преступников, не разрешалось выносить смертные приговоры, поощрялись азартные игры (даже на государственном уровне).
В древнеримских преданиях Сатурн является воплощением свободы и независимости, и именно поэтому особые привилегии в Сатурналии получали рабы. Они могли почувствовать себя совершенно свободным, наслаждаясь пиршеством и повелевая своими хозяевами.
Лоуренс Альма-Тадема«Слава Цезарю! Ура Сатурналии!»
Истории и легенды о розе
Прекрасная и нежная роза по праву считается королевой среди цветов. Красотой этого цветка восхищались с незапамятных времен, и большое количество очаровательных легенд и сказаний служат тому подтверждением.
Согласно данным археологических раскопок, розы существуют на нашей планете примерно 25 миллионов лет, из которых более 5.000 лет они культурно возделываются. С самых давних времен роза считалась священным цветком, наделенным особыми свойствами и магической силой. Практически в каждой культуре к этому цветку относились с неким поклонением
Пожалуй, больше ни один цветок не может похвастаться таким вниманием, которое оказывалось и оказывается до сих пор розе.Легенда о происхождении розы
Существует красивая греческая легенда о происхождении королевы цветов. Она гласит, что однажды богиня цветов Хлорис увидела мертвую нимфу
Ей очень захотелось оживить это прекрасное существо. Несмотря на все старания, у Хлорис из этой затеи ничего не вышло. Тогда богиня цветов решила прибегнуть к помощи других богов. Афродита поделилась с Хлорис своей привлекательностью, Дионис – опьяняющим ароматом, Грации – яркостью. У других божественных существ Хлорис позаимствовала остальные притягательные свойства. Вот таким образом и появился прекраснейший цветок – роза, который был просто создан для правления среди себе подобных.
Следует отметить, что в греческой мифологии роза являлась символом богини красоты и любви Афродиты. Этими прелестными цветами в Древней Греции украшали невест, а возвращавшимся с победой воинам кидали их под ноги. Интересен тот факт, что археологам удавалось находить древние монеты с изображениями роз. Все эти явления ярко свидетельствуют о трепетном отношении греков к королеве цветов.Розы в Римской Империи
В Римскую Империю прекрасная роза попала из Древней Греции вместе с колонистами. В Риме розу провозгласили символом нравственности и вручали как награду за особые успехи в общественной деятельности. Украсить свой дом букетом из этих цветов могли только очень состоятельные и влиятельные люди. В Древнем Риме поклонение розе было настолько велико, что в дни траура и скорби украшать себя этим цветком строго-настрого запрещалось.
Во время падения Римской Империи значение розы резко переменилось. Она стала неотъемлемым атрибутом пьяных оргий и проявлением низменных чувств. Знать набивала лепестками роз свои подушки, рассыпала по полу и по поверхности воды в бассейнах. Во время пиров гостей посыпали розовыми лепестками, а на их головы водружали венки из роз.Англия и розы
Первоначально в Англии роза представляла собой отличительный знак всех актеров, которые прикалывали этот цветок к своим башмакам. Позже королева цветов сделалась обязательным аксессуаром первых модников Англии. Носить ее полагалось за ухом. Считалось, что чем крупнее роза, тем лучше. Эта модная тенденция того времени настолько распространилась, что даже королева Елизавета начала появляться на публике с розой за ухом.
Однако английские розы во многом знамениты благодаря страшной кровопролитной войне, продолжавшейся между представителями двух династий в течение тридцати лет. Те исторические розы были сорваны с кустов, находящихся в парке Тампль (Лондон). Стоит отметить, что впоследствии садовники из Великобритании вывели эксклюзивный сорт роз – Ланкастер-Йоркский. Этот сорт известен тем, что на одном кусте одновременно распускаются и красные, и белые розы.Романтическая легенда о розе
Одним прекрасным вечером некий принц гулял в парке неподалеку от своего дворца. Внезапно он натолкнулся на очень красивую, но незнакомую ему девушку. Принц заговорил с ней, и молодые люди прогуляли по парку всю ночь. Перед рассветом девушка грустно сказала: «Увы, но мне пора идти. Дело в том, что я – заколдованная принцесса. Злой чародей наложил на меня проклятье, и я стала розой. Всего только на одну летнюю ночь я становлюсь снова девушкой». «Как же тебя можно расколдовать?» – взволнованно спросил принц. «Есть только один способ – ты должен узнать меня среди тысячи других роз» – ответила принцесса. «А если я ошибусь?» – прошептал принц. «Тогда я погибну» – тихо ответила девушка.
Принцесса исчезла. Как только показались первые лучи солнца, принц отправился в ту часть парка, где располагалась оранжерея с розами. И он сразу же нашел ту единственную, правильную розу. Вы спросите: как он узнал ее? А очень просто: та роза была единственной, на которой не было росы…
Сатурналии в Риме – праздник рабов
Во время Сатурналий у невольников начиналась прекрасная жизнь, та, о которой они мечтали. Им позволялось надевать шапки, что в Древнем Риме было разрешено лишь свободным гражданам или освобождённым рабам. Они с удовольствием проводили время в игорных домах, могли забыть о будничных хлопотах и погрузиться в атмосферу веселья. Чтобы угодить Сатурну, знать переодевалась в одежду своих рабов, отдавая тем свои дорогие наряды.
Бог поощрял тех, кто не стыдился прислуживать своим невольникам во время его празднеств. Римляне верили, что после Сатурналий Сатурн щедро вознаградит их за проведенные обряды и некоторые неудобства, что довелось испытать.
Мне показались очень интересными заметки о Сатурналиях, написанные исследователем Джеймсом Джорджем Фрэзером. Он указывает, что во время древнеримского праздника роли и перевоплощения значили так много, что каждый дом напоминал миниатюрное государство. В нём “правители” менялись с “подданными” местами, создавая необыкновенные отношения.
Рабы могли примерить на себя образ императора, судьи или консула, отдавая приказы, повелевая и принимая решения. Пусть даже один день в году, но Сатурналии, как мне кажется, помогали лучше понять друг друга разным слоям древнеримского общества. Не исключено, что, познав тяжкий труд своих невольников, в дальнейшем хозяева лояльнее относились к ним.
Женщина и две её рабыни на Римской мозаике